У нас в стране якобы нет идеологии. В действительности это не так. И в политике, и в экономике существуют принципы, понятия, определенные ценности, методы управления, а также цели. В управлении экономикой господствует рыночная идеология, когда опора идет на частников, которые балансируют спрос и предложения по товарам и услугам. Но забываем о необходимости планирования. Поэтому и развиваемся медленно, и рождаемость не увеличивается. Нет уверенности в том, что будет завтра с работой, с зарплатой, с ценами, тарифами. Стихия преобладает, а людям нужна определённость, хотя бы для того, чтобы знать — смогут ли они завтра накормить своих детей, дать им образование, найдут ли их дети хорошую работу с нормальной оплатой.
В современных условиях планировать и прогнозировать надо лучше и точнее, чем в плановой советской экономике. Там план был командой, заданием для предприятий и отраслей. Предложения по плану шли снизу, но директива по объемам производства, номенклатуре продукции спускалась сверху. Капитальные вложения выделялись и распределялись централизованно.
В целом это была достаточно стройная система прогнозирования и планирования развития экономики. Она начиналась с разработки комплексной программы научно-технического прогресса на 25 лет вперед, которую разрабатывала Академия наук, далее подготавливалась схема развития и размещения производительных сил и основные направления развития народного хозяйства на 10 лет, затем рассчитывались пятилетние и годовые планы по отраслям, регионам и предприятиям.
В 1930-1970-е годы эта система работала сравнительно неплохо, хотя и не всегда эффективно. В стране была создана основа инфраструктуры (энергетика, дороги, мосты), авиация, машиностроение и так далее. Но система планирования не развивалась, идеологические догмы по поводу общественной собственности и руководящей роли одной партии сковывали инициативу и творчество. Верхушка КПСС деградировала, задерживала развитие предпринимательства, что и привело к краху системы.
Вспоминаем достаточно известные вещи. Но исключительно для того, чтобы подчеркнуть, что демократы образца 1990 годов были не лучше коммунистов. Это в основном были разрушители, а не созидатели. Там была общественная собственность, здесь только частная. Или — или. Вместо сочетания и гармонии.
Главный недостаток этих молодых «государственных мужей» образца 1990-х – это полное неумение планировать и прогнозировать результаты своих действий. А эти действия затрагивали судьбы всех граждан России.
Плана экономических реформ не было, последовательности принятия экономических законов не было. Научные институты, разрабатывающие долгосрочные программы научно-технического прогресса, прогнозы экономического развития страны, отраслей, регионов практически не финансировались. Сложившиеся в стране институты и центры планирования и прогнозирования были разрушены.
Если посмотреть на различие, например, основных показателей бюджета по плану (ежегодные законы о бюджете) и по факту, то оно было огромным, иногда на 30-40%, а иногда − в полтора-два раза. Сейчас тоже немало — 10-15%.
В последние годы положение выправляется, но медленно. По-прежнему считается, что рынок — это хорошо, он все наладит, а план — это плохо, он душит инициативу, не дает расти эффективности производства товаров и услуг.
Опять противопоставление. Или то, или другое. Или красные, или белые; или рынок, или план. Так нельзя. Беда России в том, что люди мыслят категориями: «да-нет», не хотят искать компромисса, разумного конструктивного решения.
То коммунисты со своим жестким планом все знали, все поняли, обо всем могли судить сознательно, то демократы с рынком тоже все знают и всех поучают. А кто предлагает разобраться, вникнуть в суть рынка и плана, найти разумное сочетание, чтобы, в конце концов, граждане России получили права на достойную жизнь, тот подлежит анафеме. Кто там против рынка?
Опять довлеет идеология в экономике, причем, примитивная. Опять противопоставление одного другому. Опять кадры подбираются не по профессиональному, а по идеологическому и дополняющему местечковому принципу.
Но пора все-таки точнее обдумать экономическое положение, в котором находится сейчас Россия, и заново оценить роль планирования и прогнозирования в эффективном развитии экономики, повышении уровня жизни в стране. В последние тридцать лет мировая экономика растёт гораздо быстрее, чем наша. Отставание накапливается.
Не надо ломиться в открытую дверь и доказывать, что планирование и прогнозирование не антипод рыночной экономике, а ее важнейшая составляющая. Во всех странах с рыночной экономикой существует и активно применяется целый арсенал методов и институтов планирования и прогнозирования.
Любая мало-мальски значимая фирма имеет и текущий (ежемесячный, квартальный, годовой), и перспективный (до 5-10 лет) планы своего развития. Это и планы производства, и планы продаж, и планы по издержкам производства, и финансовые планы. Для крупных фирм это и планы по развитию науки, созданию новых видов продукции, услуг, технологий, планы по освоению новых рынков. Есть и специальные подразделения, которые занимаются экономическим анализом, планированием и прогнозированием.
На уровне государства планы и прогнозы экономического развития также имеют разнообразные формы и методы. Они включают разработку перспективного бюджета страны (на 3-5 лет), крупных национальных программ (например, по созданию современных самолетов, новых материалов, новых видов энергии, поддержке и развитию отдельных регионов и так далее), планов по регулированию занятости и безработицы, денежного обращения, управление государственным сектором экономики. Планирование- это не «раздача» денег по разным направлениям, а прежде всего конкретные материальные цели, которые нужно достичь: темпы роста, доходы бюджета и граждан, производительность труда.
Мало того, планирование развития экономики осуществляется в форме законов. Например, в США (вопреки тем рецептам, которые они дают другим странам, в том числе России) действует закон «О конкурентоспособности и торговле». Закон включает 638 самостоятельных статей, где четко прописаны правила установления экспортно-импортных тарифов, субсидий экспортерам, антидемпинговых процедур, правила торговли конкретными товарами (сталь, телекоммуникационное оборудование, пластмассы, уголь и так далее), лицензирование экспорта (в общих расходах бюджета доля государственных заказов составляет 30 и более процентов в большинстве стран), подготовка специалистов по внешней торговле, государственные заказы на конкретные виды продукции и услуги, а также целый ряд других норм с целью роста конкурентоспособности американской экономики.
В рамках этого закона была создана система управления конкурентоспособностью американской экономики, которая включает конкретный набор административных и экономических методов повышения качества продукции и услуг, снижение ресурсоемкости производства, а также правовое, методическое, информационное и финансовое обеспечение. У нас же до сих пор не работает закон о стратегическом планировании, принятый ещё в 2014 году.
Американский парламент постоянно «вмешивается» в стихию рынка для того, чтобы не отдельный предприниматель получал свою прибыль, а процветала экономика всей страны, граждане жили достойно и гордились своей страной. США на внешней арене действуют нагло и цинично, Россия у них противник, но экономикой они умеют управлять. Как, впрочем, и те страны, которые обеспечивают высокий уровень жизни и быстрое технологическое развитие.
Поэтому все эти псевдодискуссии о необходимости планирования в экономике у специалистов кроме улыбки ничего вызвать не могут. Нужна современная идеология и эффективные методы управления экономикой, основанные на долгосрочном планировании, компетентности и ответственности всех тех, кто принимают решения и на уровне компаний, и на уровне государства.
М.Н Сидоров